
О противодействии коррупции
Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации
Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 10 октября 2022 г. № 581 «Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции» одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры определено противодействие коррупции.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
В свою очередь под противодействием коррупции определяется деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
О фактах коррупции граждане могут сообщить в государственные и муниципальные органы в порядке, установленном Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в правоохранительные органы – в соответствии с требованиями
Уголовно-процессуального кодекса. Обращения о фактах коррупции, в основном, рассматриваются правоохранительными органами.
Приоритетные меры противодействия коррупции
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под противодействием коррупции понимается, в том числе, деятельность организаций по предупреждению коррупции (профилактика коррупции).
Статья 3 указанного Федерального закона определяет в качестве одного из основных принципов противодействия коррупции приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
-определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
-сотрудничество организации с правоохранительными органами;
-разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
-принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
-предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
-недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
О противодействии коррупции в сфере здравоохранения
Коррупция пронизывает все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и здравоохранение. Значение сферы здравоохранения трудно переоценить: она позволяет обеспечить достижение таких целей, как естественный прирост населения, снижение заболеваемости, рост производительности труда, продление трудоспособного периода трудящихся, что содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа. При этом пораженность здравоохранения коррупцией препятствует реализации этих задач, приоритетных для социально-экономической политики любого государства.
Для органов прокуратуры надзор за соблюдением законодательства о противодействии коррупции является одним из приоритетных направлений прокурорского надзора. Практика показывает, что число выявляемых нарушений закона в сфере противодействия коррупции из года в год не уменьшается.
Следует отметить, что зачастую в сфере внимания органов прокуратуры находятся вопросы соблюдения государственными и муниципальными служащими ограничений, запретов и обязанностей, возложенных законом. Поэтому по результатам прокурорских проверок к дисциплинарной и иной ответственности, как правило, привлекаются государственные и муниципальные служащие.
Однако, без внимания не должны оставаться и другие органы и структуры, которые также подвержены коррупционным проявлениям.
Особенность коррупции в сфере здравоохранения состоит в том, что медицинские работники, призванные охранять здоровье и жизнь людей, используя свое служебное положение, часто совершают преступления, не оставляя пациентам возможности выбора.
Можно выделить несколько наиболее типичных видов коррупции в здравоохранении:
- растрата и расхищение средств, выделенных на здравоохранение, или доходов, полученных за счет платежей со стороны потребителей. Это может происходить как на государственном и местном уровнях, так и непосредственно в медицинских учреждениях, получающих такие средства. Лекарства, другие ресурсы и оборудование медицинского назначения расхищаются для личного пользования, использования в частной практике или в целях дальнейшей перепродажи;
- коррупция в сфере государственных закупок. Вовлеченность в различные сговоры, взяточничество и получение «откатов» в сфере государственных закупок приводит к переплатам за получаемые товары и услуги или к невозможности обеспечения качества, обусловленного контрактами для таких товаров и услуг. Также расходы больниц могут включать значительные затраты на капитальное строительство и приобретение дорогостоящего оборудования;
- коррупция в платежных системах. Здесь коррупционные действия могут включать бесплатное обслуживание, подделку страховых документов или использование средств медицинских учреждений в интересах тех или иных привилегированных пациентов; выставление незаконных счетов страховым компаниям, государственным органам или пациентам в отношении не входящих в соответствующие перечни или вовсе не оказанных услуг в целях максимизации доходов; подделка счетов, квитанций, расходных документов или учет фиктивных пациентов.
Кроме того, коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги, может принимать и другие формы. Например, получение взятки.
Получение взятки вменяется за совершение незаконных действий и действий, образующих состав преступления, предусмотренного статьей 290 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Так, например, самыми распространенными видами «взяток» являются следующие:
- за получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры; за качественное проведение операции пациенту;
- за искажение истинной причины смерти (размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений); за досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, - за продление нахождения пациента в больнице и тому подобное
Обнаружение преступлений коррупционной направленности, в том числе в сфере здравоохранения, представляет значительную сложность. Дело в том, что большинство из них относится к так называемым двусторонним преступлениям, в которых нет потерпевшего - стороны, заинтересованной в выявлении такого деяния и наказании виновных, что обусловливает высокую латентность.