
Гарантии для инвалидов в сфере труда
Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости, в частности, посредством таких мер государственной поддержки в сфере занятости населения, как, например (п. 5.2 ч. 1 ст. 20 Закона №181-ФЗ; п. п. 1, 3, 4, 6 ч. 1 ст. 37 Закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ; пп. 3.1, 3.3, 3.4, 3.6 п. 3 Методических рекомендаций, утв. Приказом Минтруда России от 12.11.2024 № 614):
1) установление в организациях квоты для приема на работу инвалидов и количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
2) создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов;
3) сопровождение при содействии занятости инвалидов;
4) организация прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования инвалидами в соответствии с перечнем востребованных на рынке труда профессий, специальностей, утверждаемым органом государственной власти субъекта РФ.
Работающие инвалиды имеют право на предоставление им ежегодного отпуска не менее 30 календарных дней и отпуска без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году. Также инвалиды вправе отказаться от направления их в служебные командировки, от сверхурочной работы, от работы в ночное время либо в выходные и нерабочие праздничные дни (ч. 5 ст. 96, ч. 5 ст. 99, ч. 7 ст. 113, ч. 3 ст. 115, ст. 128, ч. 2 ст. 167 ТК РФ; ст. 23 Закона № 181-ФЗ).
Кроме того, органы службы занятости оказывают индивидуальную помощь инвалидам I и II групп, в том числе по месту жительства или месту пребывания, в подаче заявления и иных сведений в целях получения мер государственной поддержки в сфере занятости населения, а также по иным вопросам в этой сфере (ч. 4 ст. 20 Закона № 565-ФЗ; п. 4 Методических рекомендаций, утв. Приказом Минтруда России № 614).
Как признать дом аварийным?
Многоквартирные дома (МКД) признаются аварийными, в частности, если они (п. п. 34, 36, 38 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47; п. 3.1 ГОСТ 31937-2024, введен в действие Приказом Росстандарта от 10.04.2024 N 433-ст):
- имеют аварийное техническое состояние, которое представляет собой техническое состояние строительных конструкций или МКД в целом, включая состояние грунтов оснований, характеризующееся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости.
Аварийное состояние МКД в общем случае устанавливается в соответствии с Межгосударственным стандартом на основании выводов специализированной организации, имеющей право на проведение соответствующего обследования, обоснованных поверочными расчетами несущей способности конструкций и (или) основания фундаментов;
- расположены в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории;
- расположены в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях или иных обстоятельствах, в результате которых сложилась чрезвычайная ситуация, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение;
- получили повреждения, в том числе в результате взрывов, аварий, пожаров, неравномерной просадки грунтов, других сложных геологических явлений, чрезвычайных ситуаций, если проведение восстановительных работ невозможно или нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования.
Оценка и обследование МКД в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются создаваемой в этих целях межведомственной комиссией (ч. 1, 4 ст. 55.26-1 ГрК РФ; абз. 1 п. 7 Положения N 47).
В межведомственную комиссию по месту нахождения жилого помещения вам необходимо подать, в частности, следующие документы (п. 45 Положения N 47):
заявление о признании МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
заключение специализированной организации, проводившей обследование МКД.
Межведомственная комиссия рассматривает поступившее заявление в течение 30 календарных дней, а сводный перечень или заявление собственника, правообладателя или нанимателя жилого помещения, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации и не включено в сводный перечень, - в течение 20 календарных дней и принимает решение в виде заключения об оценке соответствия МКД установленным требованиям либо решение о проведении дополнительного обследования.
В случае непредставления необходимых документов и невозможности их истребования в порядке межведомственного взаимодействия заявление возвращается без рассмотрения (п. 46 Положения N 47).
Если дополнительное обследование не требуется, комиссия примет одно из следующих решений (заключений) (п. п. 46, 47 Положения N 47):
о выявлении оснований для признания МКД аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания МКД аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Решение о признании МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Если МКД находится в федеральной собственности, такое решение принимается на основании заключения комиссии федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника. Если МКД принадлежит на соответствующем вещном праве федеральному органу исполнительной власти или его подведомственному предприятию (учреждению), решение на основании заключения комиссии принимается таким органом (ч. 3 ст. 55.26-1 ГрК РФ; абз. 7 п. 7 Положения N 47; п. п. 1, 5 Порядка, утв. Приказом Министра обороны РФ от 22.06.2022 N 350; п. 1 Порядка, утв. Приказом ФСБ России от 18.06.2021 N 228).
Заключение комиссии в трехдневный срок направляется в уполномоченный орган для принятия решения о признании дома аварийным (п. п. 7, 47(1) Положения N 47).
Ответственность за пропаганду незаконного оборота и потребления наркотиков
С 1 сентября 2025 года будет ужесточена ответственность за пропаганду наркотиков и психотропных веществ (ст. 6.13 КоАП РФ).
Будут штрафовать за распространение произведений литературы и искусства, содержащих информацию о наркотиках и психотропных веществах, их аналогах, прекурсорах. Есть исключения, но может потребоваться маркировка произведения.
Для граждан штраф составит от 2 тыс. до 4 тыс. руб., должностных лиц и ИП - от 10 тыс. до 30 тыс. руб., юрлиц - от 300 тыс. до 600 тыс. руб. Продукцию конфискуют.
За пропаганду наркотиков и психотропных веществ должностных лиц среди прочего могут дисквалифицировать на срок от 1 года до 2 лет.
Подняли нижнюю планку штрафа за такие нарушения, если их совершил иностранец или лицо без гражданства.
С 1 сентября 2025 года вводят уголовную ответственность за пропаганду в интернете незаконного оборота и потребления наркотиков
Норма распространяется на лиц, которых в течение года 2 раза привлекли к административной ответственности за аналогичные нарушения или которые имеют судимость по такой статье.
(Статья 230.3 УК РФ. Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры)
Ответственность водителей за нарушения правил безопасности дорожного движения
Административная ответственность за нарушения правил дорожного движения установлена главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так например, случаи административных правонарушений, когда водитель управляет ТС без водительского удостоверения, можно разделить на следующие группы:
- водитель не имеет при себе документов на право управления ТС (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ);
- водитель не имеет права управлять ТС (за исключением учебной езды) (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ);
- водитель лишен права управления ТС (ч. 2, 4 ст. 12.7 КоАП РФ) либо это право временно приостановлено судебным приставом-исполнителем (ст. 67.1 Закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
Административная ответственность за сам факт управления ТС лицом, не имеющим водительского удостоверения, установлена в виде штрафа в размере от 5 000 до 15 000 руб. (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ).
Если гражданин также совершил иные правонарушения в области дорожного движения (за исключением управления в состоянии опьянения и непрохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения), то он может быть одновременно привлечен к ответственности за управление ТС без водительского удостоверения и за иное нарушение ПДД (ч. 3 ст. 12.8, ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ; абз. 1 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 20).
В зависимости от фактических обстоятельств для виновника ДТП возможно привлечение к уголовной ответственности.
Например, уголовная ответственность наступает за нарушение лицом, управляющим автомобилем, ПДД или правил эксплуатации ТС, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо повлекшее по неосторожности смерть человека (двух или более лиц) (ч. 1, 3, 5 ст. 264 УК РФ).
Уголовная ответственность также наступает в случае, когда указанное деяние повлекло такие же последствия, если оно (ч. 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ):
- совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения;
- сопряжено с оставлением места его совершения;
- совершено лицом, не имеющим или лишенным права управления транспортными средствами.
В зависимости от обстоятельств дела закон предусматривает различные виды уголовного наказания - ограничение свободы, принудительные работы, лишение свободы. Эти наказания могут быть также дополнены лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 264 УК РФ).
В зависимости от фактических обстоятельств для виновника ДТП возможно привлечение к уголовной ответственности.
Также, уголовная ответственность наступает за управление ТС в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость
Уголовная ответственность для виновника ДТП наступает в следующих случаях:
- если виновник ДТП, управляющий транспортным средством в состоянии опьянения, подвергнут административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение требования должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
В этом случае виновник ДТП привлекается к уголовной ответственности в виде штрафа в размере от 200 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от года до двух лет, либо обязательных работ на срок до 480 часов, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до двух лет (ч. 1 ст. 264.1 УК РФ);
- если виновник ДТП, управляющий транспортным средством в состоянии опьянения, имел судимость за нарушение в состоянии опьянения ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека или двух и более лиц (ч. 2 ст. 264.1 УК РФ).
За данное деяние водитель наказывается штрафом в размере от 300 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет (ч. 2 ст. 264.1 УК РФ).
Эти наказания дополняются также лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью соответственно на срок до трех или до шести лет (ст. 264.1 УК РФ).
Кроме того, на основании обвинительного приговора транспортное средство, принадлежащее обвиняемому и использованное им при совершении преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ, конфискуется, то есть принудительно безвозмездно изымается и обращается в собственность государства (п. "д" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ).